Опера «Евгений Онегин» в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко

Попытка рецензии на просмотренный опус

Задолго до поездки в Москву я просматривала театральные афиши, стараясь подобрать такую дату, чтоб была возможность послушать оперу. Когда же выяснилось, что билеты у меня на с 1 по 4 число и в это время в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко будет идти «Евгений Онегин», мои сомнения рассеялись – я попаду на представление.

Проблемой билет не стал – его доставили в гостиницу бесплатно. И вот я в храме искусства. Синий бархат на стенах, синяя обивка кресел создавали впечатление торжественности случая – так оно и есть – на опере я впервые.

На сцене декораций как таковых не было – до потолка возвышались белые колонны (позже они поворачивались черной стороной и наклонялись) и четыре фосфорически светящиеся фигуры – две мужских и две женских. Сначала я приняла их (как и сидевшие рядом со мной зрители) за статуи. Как оказалось немного позже – мы ошибались. Это был своего рода эпиграф: Ленского и Онегина с пистолетами разделяли две фигуры: Ольги и Татьяны. Почему было выбраны они – непонятно. Онегина и Ленского разделила Ольга, отсюда их противостояние и пистолет. Но ведь Татьяна там была ни при чем – не стояла она между Ленским и Онегиным. И к дуэли не имела, в принципе, никакого отношения.

Представление началось разбрасыванием по сцене листьев. Листьев было много, и девушкам пришлось бегать всю увертюру. Он бегали и подбрасывали их в воздух до тех пор, пока они не образовали настоящего лиственного ковра.

Декорации на сцене так и не появились. Вместо них спустился мост, на котором Ольга болтала ногами, Татьяна мечтала, мать и няня девушек рассуждали о жизни.

Потом появляются Ленский и Онегин. Наверное, я не понимаю режиссерского замысла, и потому не приемлю такого решения: вместо того, чтобы появиться в доме Лариных вместе с Ленским, Онегин выходит у Татьяны из-за спины. Сразу появилось странное чувство, что Онегин отделяет себя от остальных. Да и вообще, неожиданное появление чужого из-за спины – впечатление не из приятнейших.

Удивил также Ленский. Почему-то фигура романтически настроенного молодого человека в исполнении актера с бурятской внешностью, не сильно внушала доверие. Хотя, нужно отдать должное актеру, голос его звучал довольно мужественно. Может, даже слишком мужественно, чем должен был звучать голос героя.

Мост на сцене так и не уступил места декорациям. Его лишь постепенно поднимали все выше. Так что когда Татьяна разговаривала с няней, последней приходилось неудобно задирать голову вверх, так как мост был поднят намного выше ее самой.

Написание письма Татьяне пришлось изображать пальцем. Прикольно, что писала Татьяна, размахивая вверху указательным пальцем, а не так как держала бы в руке перо. Она комкала листы бумаги и бросала их сверху на стоявшую далеко внизу бедную няню. После этой сцены у меня сложилось впечатление, что Татьяна – высокомерная неряха, заставляющая старую няню убирать за собой мусор (хотя няня не жаловалась).

Письмо она отдала няне и та птицей понеслась по сцене к своему внуку. И тут случился казус – старуха еще не добежала до края сцены, а внук уже вовсю мчался в другую сторону кулис. У соседа по креслу возник вопрос: наверное, письмо было не одно, а два (того же мальчика мы встретили еще раз – несколько кругов он катал по сцене свои салазки – хотя, насколько я помню, ни о каких салазках и детях речь в оригинале не идет).

На том же мосту Татьяна бегала с подушкой, там же на той же подушке в расстроенных чувствах она улеглась спать.

Появление девушек со швабрами повергло меня в шок: ими они сталкивали листья к краю авансцены. Как оказалось позже – назревали события в доме Лариных, потому нужно было изобразить не сельский пейзаж, а самый настоящий салон – приходилось менять декорации, то бишь, убирать мусор-листья.

В следующей сцене мост все-таки подняли, ему на смену опустился гардероб с вешалками и плащами господ. Современные плечики не очень вписывались в классический сюжет оперы, но как бы то ни было: голоса звучали красиво, внушительно, солидно. Захватывала музыка и само действо. Я даже начала переживать по поводу ссоры Онегина с Ленским и предстоящей дуэли. Режиссер следовал сюжету: Ленский погиб.

Каково же было мое удивление, когда на сцене снова появились знакомые швабры. Правда, находились они уже в руках мужчин. Но это еще не все: швабрами они толкали по сцене тело убиенного на дуэли. Он переворачивался до тех пор, пока не оказался за сценой. Не знаю, даже если ты атеист, то у Пушкина не было такого кощунственного отношения к Ленскому, в опере же его прокатали по сцене, как шелудивого пса.

Удивил еще один момент: В последних сценах Татьяна бросается в объятия к Онегину и тут же отталкивает его. Может и так, но, по моему мнению, если Татьяна сорвалась до объятий и поцелуев один раз, она сорвется и второй. А это противоречит характеру героини: не могла она ни на йоту переступить черту (согласна, что письмо Онегину она писала, но тогда могло пострадать лишь ее имя. В данном же случае она поставила под угрозу не только себя, но и доброе имя своего супруга). Мне кажется, не было такого у Пушкина.

Больше потрясений не было. Я с удовольствием слушала оперу, впитывая в себя звуки музыки и пропуская через сердце чувства героев. Как я их понимаю: любить, знать, что где-то есть твоя половинка и… реальная невозможность быть рядом «хоть редко, хоть в неделю раз».

PS. Наверное, чтобы принять режиссерскую трактовку, мне чего-то не хватает. А, может, ошибкой стало то, что я изначально была настроена на классический вариант. Не знаю, если когда получится, схожу еще раз, но постараюсь выбрать классическую постановку. Тогда мне будет с чем сравнить. А пока это лишь досужие домыслы провинциалки, случайно забредшей в Москву.

3 Коммент.

  1. Мне несказанно повезло. Я слушала «Евгения Онегина» в Мариинке.В классическом варианте. И был это 200-й спектакль. У пульта — маэстро Юрий Темирканов, Онегин — Сергей Лейферкус, Ленский — Юрий Марусин. Потрясение было таким глубоким, что вся опера приснилась во сне и я прослушала её вторично.

    • на здоровье… Приходите исчо. =)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подписаться

Введите ваш Email адрес:

Архивы

Счетчики